Воскресенье, 19 Мая 24, 15:59
Приветствую Вас, Гость | RSS
О "16ПЛЮС"
16ПЛЮС - пермский онлайн-журнал для молодых людей, интересующихся событиями в городе и в России. Мы пишем обо всем, действительно обо всем!
Меню сайта
Форма входа
ЧАТ
Главная » 2014 » Апрель » 22 » Спектакль "Пленные духи"
19:42
Спектакль "Пленные духи"

 

Освобождая пленных духов

О, весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Александр Блок

Как сделать классику интересной для подростков? Как открыть Серебряный век в новом свете для тех, кто всю жизнь изучает литературу? Как обеспечить спектаклю стопроцентное внимание зрителей? С этими и многими другими задачами успешно справился камерный театр "Новая драма" в постановке пьесы Владимира и Олега Пресняковых "Пленные духи".

Главный герой пьесы Саша (прототип - Александр Блок, исполнитель роли - Сергей Толстиков) - нервный, инфантильный, но очень талантливый мальчик, бредит Пушкиным. Его мать (её играет Елизавета Тарасова) - самый деятельный персонаж пьесы - души в нём не чает, считая себя Прекрасной Дамой из его стихов. Правда, потом она под напором Андрея Белого (Михаил Путин-Шестаков, он же режиссёр спектакля), требующего показать ему прототип героини, решает уступить это место Любоньке (Любови Дмитриевне Менделеевой, актриса - Наталья Максимовских), для чего и едет из Шахматово в Боблово к Дмитрию Ивановичу Менделееву (Константин Жижин).

Комедийность пьесы достигается в основном несоответствием поведения Андрея его внешнему виду: серьёзный молодой человек в деловом костюме сначала заскакивает на сцену, представляя себя кентавром, потом интерпретирует танцы не совсем трезвого слуги Менделеева (Дмитрий Тронин) как утончённый способ самовыражения, потом вдруг затевает дуэль с Сашей, после чего прикидывается мёртвым и заставляет остальных действующих лиц последовать его примеру. Именно ему принадлежит резонирующая реплика спектакля: «Мир — это лес, полный символов! ...у каждого что-то своё, свои символы, каждое слово не случайно, — оно имеет множество значений, так же как любой предмет — не просто предмет, — в нём тоже заключён какой-то смысл, какая-то идея, которую нужно расшифровать...»

Очевидно, «пленные духи», увековеченные в названии, – это те самые сущности вещей, ограниченные материей и видимые только поэту, творцу, да и то каждому в своём свете. Главные герои спектакля живут в рамках своих творческих концепций, и наиболее ярко это проявляется в их отношении к Прекрасной Даме. Саша видит в Любоньке недостижимый Идеал, неземную Сущность, воплощение Совершенства, которое можно лишь созерцать издалека. Андрей же смотрит на неё взглядом кентавра, коня, животного. И не только смотрит…

Наиболее ярко всю эту иронию и курьёзность происходящего подчёркивает мелодия  «Push the button, Max!» («Жми на кнопку, Макс!»), взятая из репертуара американского кинокомпозитора Генри Манчини.

Очень оригинально цветовое решение спектакля. Вначале почти все герои одеты в кремово-бежевую гамму, что создаёт ощущение старины, словно фильм, снятый на полуцветную плёнку. После антракта персонажи оказываются переодетыми в красные костюмы, у Саши появляется красный галстук, у Андрея – очки для просмотра кинофильмов в формате 3D. Это символизирует связь прошлого и настоящего, а также визуально усиливает накал страстей и готовит зрителя к кульминации.

Невозможно не оценить по достоинству работу над спектаклем художника-постановщика Любови Мелехиной. В помещении театра ни один уголок не остаётся незадействованным: оконные проёмы заполняются предметами интерьера, присущими домам поэта Блока и химика Менделеева, Андрей выводит на сцену одну из зрительниц, чтобы рассказать, что стул, на котором она сидела, несёт в себе «великую Идею». Такое взаимопроникновение сценической и реальной действительности характерно для поэтики постмодернизма. «На самом деле постмодернизм очень разный. Есть высокий толковый постмодернизм, который, может быть, восходит к Мандельштаму. А есть усталый, разочарованный и так далее. В данном случае мы имеем дело с очень здоровым, молодым, светлым, мажорным, солнечным постмодернизмом. Смотришь, и - редкий случай! - не хочешь, чтобы заканчивался спектакль, начинаешь любить и хотеть это все. Вот торжество художественной реальности и таланта, который эту реальность создал», – резюмировал Лев Абрамович Закс, ректор Уральского Гуманитарного университета, один из членов жюри XII Краевого фестиваля-конкурса профессиональных театров «Волшебная кулиса». По итогам фестиваля спектакль «Пленные духи» получил награды за лучший спектакль малой формы и за лучшую мужскую роль (Михаил Путин-Шестаков).

Спектакль производит настолько радостное, оптимистичное, светлое впечатление, что, уходя из театра, хочется восклицать вместе с Блоком: «О, весна без конца и без краю!..» У каждого из героев – будь то поэт, творческая личность или учёный-химик – своя «без конца и без краю мечта». Каждый из них переживает свои трудности, вследствие чего слышится «звон щита», но ни один из них не унывает и готов с уверенностью сказать: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!» А ведь это именно то, что необходимо каждому человеку, – воспринимать проблемы с юмором, помня, что даже за самыми тёмными тучами скрывается ясное небо и яркое солнце.

Анна Чугайнова

 

Категория: Рецензия | Просмотров: 1172 | Добавил: Anna
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: